Еврейская автономная область.История Еврейской Автономной области (ЕАО)

Еврейская автономная область в XVII в.

С незапамятных времен на территории Приамурья проживали немногочисленные независимые племена (дауры, дючеры, тунгусы). Жили они по своим родовым и племенным законам, преимущественно по речным долинам, особенно по берегам реки Амур и его притокам. С середины 17 века началось постепенное проникновение в Приамурье русских.
История заселения территории Еврейской автономной области тесно связана с историей заселения земель вдоль Амура. Началось оно с похода Василия Пояркова, который в июне 1644 года, проплыв по Амуру отрезок пути от Хингана до Тунгуски и сделав роспись рекам, сообщал, что "те землицы людны и хлебны, и собольны, и всякого зверя много, и те реки рыбны". Походы Ерофея Хабарова и его сподвижников закрепили русское влияние в Приамурье и положили начало присоединению этих земель и населения к России. Вскоре эти места стали заселять люди всяких сословий - беглые казаки, вольные промышленники, крестьяне, раскольники.

Еврейская автономная область в XVIII-XIX вв.

Однако в 18 веке и в первой половине 19 века этот богатый край оставался необжитым. Освоение приамурских земель началось лишь в 1854 году. Большую роль в этом сыграла деятельность генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, удостоенного за заслуги перед Отечеством графского титула с приставкой "Амурский". В 1854 г. он организовал первый военный сплав в низовья Амура для отражения натиска англо-французских завоевателей. В сплавах участвовали регулярные войска, казаки и переселенцы, которые оседали вначале в низовьях реки, а затем расселялись вглубь дальневосточной территории. Особое место среди них занимали забайкальские казаки. На плотах и баржах их доставляли по рекам Амуру и Уссури и расселяли партиями на расстоянии 20-30 верст друг от друга для образования непрерывной линии пограничных кордонов, почтовых и пароходных станций.
В ходе третьего сплава в 1856 г. подполковником Н.В. Буссе, начальником сплава, было поставлено 4 поста, в т.ч. на территории будущей автономии – пост Хинганский при входе в Малый Хинган из 24 человек. По предложению генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева в 1856 г. была создана так называемая "Амурская линия", которая располагалась по левому берегу Амура, предназначенная для заселения казаками Забайкальского войска. В 1857 г. на левобережную территорию Амура было сплавлено 583 семьи забайкальских казаков, которые основали первые 16 поселений, из них на территории будущей области было основано село Пашково (бывш. пост Хинганский). С образованием Забайкальской, Амурской и Приморской областей "Амурская линия" была упразднена. Заселение береговой полосы р. Амур казаками до 1862 г. носило принудительный характер.
Из документа "Материал по исследованию естественно-исторических условий Биробиджана" узнаем: " … Еще весной 1856 г. все селения 2-й конной Забайкальской бригады облетела весть о вызове охотников идти переселенцами на Амур.
Но таковых не нашлось и пришло распоряжение о наборе переселенцев посредством жребия и назначения по усмотрению начальства …
В объявлении о наборе значилось: переселяющимся будут отведены места самые удобные для ведения хлебопашества, имеющие хорошие пастбища для лошадей и домашнего скота, воду и лес в достаточном количестве; переселяющиеся пользуются двухлетнею льготою от службы; они получают 15 руб. пособия и в течение двух лет провиантское довольствие, а бедные, кроме того, - бесплатное обмундирование и прочее …
Но все эти обещания нисколько не прельщали казаков, живших сравнительно в довольстве и не нуждающихся в перемене места, и всякий из них, вынувший билетик с роковой надписью "в Амур", носил вид приговоренного точно к смерти…
Само расселение по обозначенным местам не зависело от казаков. Их не спрашивали, нравится ли место, годно ли оно к землепашеству…
Старший на барже, завидев столб с дощечкой, командовал: "Прибиваться к берегу" - и, выгрузив людей, имущество, провиант, плыл дальше для той же надобности… ".
Казаки, высаженные на берег с провиантом на год, не получали помощи, поэтому первые годы поселения приносили им ряд бедствий и лишений.
В 1858 г. Айгуньский, а в 1860 г. Пекинский договоры официально закрепили пограничную линию между Россией и Китаем, приамурская территория, открытая и освоенная русскими людьми в XVII – XIX вв., стала составной частью России и получила административное наименование "Приамурский край". Будущая территория ЕАО входила в состав края.
Указом императора России от 29 октября 1858 г. было создано Амурское казачье войско, которое состояло из 2-х Амурских конных казачьих полков и Амурского пешего казачьего батальона.
В 60-е годы ХIХ в. продолжалось заселение русскими людьми приамурских земель. В результате 6-летнего переселения (1856 – 1862 гг.) на территории будущей области были образованы поселения: Венцелево, Воскресеновка, Верхне-Спасское, Головино, Дежнево, Доброе, Екатерино-Никольское, Забеловское, Квашнино, Кукелево, Луговое, Михайло-Семеновское, Нижне-Спасское, Нагибово, Пузино, Петровское, Радде, Союзное, Степановка и другие. Все они входили в состав Амурского пешего казачьего батальона. К 1893 г. в Амурском пешем казачьем батальоне значились три станичных округа: Екатерино-Никольский, Михайло-Семеновский, Раддевский.

ЕАО в первой половине ХХ в.

С 1901 по 1909 год между реками Тунгуской и Амуром, согласно утвержденным царским правительством 22 июня 1900 г. Временным правилам для образования переселенческих участков в Амурской и Приморской областях, было выделено 10 переселенческих участков. На пяти участках были образованы селения Дежневка, Самаро-Орловка, Волочаевка, Даниловка. Территория Малой Биры и Бирского Опытного Поля начала осваиваться с 1909 года. Переселенцы-крестьяне на этих землях в 1910 г. образовали села: Русская Поляна, Беловодское, Александровка, Алексеевка, в 1911 г. – Назарово, Михайло-Архангельское, в 1912–1913 гг. – Почаевка, Казанка, Романовское, Угловое, Степное. К 1915 г. на участки Бирского Опытного Поля было водворено – 432 семьи, 1087 душ. Однако наводнения и начавшаяся в 1914 г. первая мировая война обусловили большой отсев крестьян-переселенцев. Осенью 1915 г. 293 хозяйства от числа водворенных снимаются со своих мест и уезжают на места прежнего места жительства. Исчезает ряд населенных пунктов, дальнейшее развитие территории на время приостанавливается.
Путь на Амур при отсутствии железной дороги был долгим и трудным. Крестьяне ехали на подводах, шли пешком, несли на себе хозяйственный скарб, земледельческие орудия и семена. Ехали до Томска, затем на телегах и в фургонах до Читы или Сретенска, на плотах сплавлялись до Благовещенска. Дорожные расходы были значительными. Бывали случаи, когда переселенцы добирались до Амура 2-3 года и более.
Строительство дороги было окончено в 1909 г., между Благовещенском и Хабаровском был открыт сквозной почтовый тракт.
На заселение дальневосточной окраины существенное влияние оказало строительство Амурской железной дороги (1908 – 1916 гг.). На ее строительстве также использовался труд каторжан (с 1911 г. было занято 8,0 тыс. чел.), а также труд рабочих, прибывших из центральных губерний России (в 1912 г. прибыло 80,8 тыс. чел.).
В 1913 – 1915 гг. были сданы во временную эксплуатацию отдельные участки магистрали, а в 1916 г. (с окончанием постройки железнодорожного моста у г. Хабаровска) завершилась прокладка сквозной магистрали до Владивостока.
В ходе строительства Амурской железной дороги на территории будущей области были образованы новые населенные пункты: Аур, Бира, Ин, Икура, Лондоко, Облучье, Ольгохта, Тихонькая и другие, в которых жили строители и обслуживающий персонал железной дороги.
События 1917 г. перевернули новую страницу в истории Дальнего Востока. В начале 1920-х годов стали активно обсуждаться планы землеустройства трудящихся евреев и изыскания территории для их компактного проживания. Для рассмотрения этого вопроса была создана комиссия Политбюро ЦК под председательством заместителя председателя СНК и СТО СССР А.Д. Цурюпы.
14 июня 1924 г. Политбюро ЦК ВКП (б) утвердило предложения комиссии Политбюро ЦК:
"1. Признать целесообразным образование при Совете Национальностей ЦИК СССР Комитета по земельному устройству трудящихся евреев (КОМЗЕТ). 2. На Комитет возложить обязанность определить районы землеустройства и предоставить ему права ведения переговоров с иностранными организациями и учреждениями на предмет привлечения средств для осуществления поставленной задачи. Предложить ЦИК СССР определить состав Комитета, с обязательным включением в него представителей СНК Союзных республик".
КОМЗЕТом рассматривался вопрос о землеустройстве трудящихся евреев в Крыму, Приазовских плавнях и на Алтае.
8 июля 1926 г. Политбюро ЦК приняло решение:
"1. Параллельно с практической работой по северному Крыму и по плавням исследовать вопрос о возможности создания, кроме того, массива на Алтае, послав туда в советском порядке компетентную комиссию".
В монографии Г.В. Костырченко "Тайная политика Сталина. Власть и антисемитизм" указывается: "… То, что крымская еврейская автономия так и не была создана, объясняется, прежде всего, тем, что еще весной 1927 года в качестве альтернативы было избрано переселение евреев на Дальний Восток. Этот вариант решения еврейского вопроса в СССР представлялся тогда сталинскому руководству оптимальным, особенно в пропагандистском плане".
В 1927 г. был определен район будущей колонизации – Биробиджанский. В августе того же года его посетила экспедиция в составе ученых-аграриев, а также представителей КОМЗЕТа и ОЗЕТа (Общество содействия землеустройству трудящихся евреев). Комиссия в целом положительно оценила перспективы района будущей колонизации.
Материалы экспедиции были подытожены, и КОМЗЕТ принял решение "просить Президиум ЦИК СССР закрепить за КОМЗЕТом Бирско-Биджанский район и начать там работу по земельному устройству трудящихся евреев". Постановление СНК СССР от 28 марта 1928 г. удовлетворило подготовленное КОМЗЕТом ходатайство о закреплении за ним примерно 4,5 млн. га приамурских земель Дальневосточного края и санкционировало начало массового переселения еврейского населения на приамурскую полосу.
К 1940 году в области уже было развитое сельское хозяйство и промышленность (стройматериалов, легкая, пищевая и др.).
Ведущими отраслями промышленности области являются: промышленность строительных материалов, её доля в общем объеме промышленного производства составляет 28 процентов, лесная, деревообрабатывающая промышленность - 18 процентов, электроэнергетика - 16 процентов, машиностроение и металлообработка - 14 процентов, легкая промышленность - 10 процентов.
На машиностроительных предприятиях производятся силовые трансформаторы, зерноуборочные и кормоуборочные комбайны, запасные части к ним, нестандартное оборудование по заказам предприятий и населения, осуществляется ремонт строительной и дорожной техники.
Сельское хозяйство специализируется на мясомолочном скотоводстве, свиноводстве. В долине реки Амур культивируют сою, зерновые культуры (ячмень, пшеницу, овес). На востоке, в долине реки Бира, выращивают овощи и картофель.

Еврейская автономная область в годы великой отечественной войны

С началом Великой Отечественной войны все предприятия области перешли на выпуск военной продукции. Двенадцать тысяч жителей области ушли на фронт – семь тысяч из них погибли. Несмотря на потери, первые послевоенные годы стали расцветом экономики и культуры области. Когда Центральная Россия поднималась из руин, новый промышленный скачок начался за счет восточных областей страны. В их числе была и Еврейская автономная область. Туда вновь потянулся поток переселенцев.
Но в конце 1940-х гг. начался разгром. После войны удар был направлен, в первую, очередь против еврейской интеллигенции. В Москве были арестованы руководители Еврейского антифашистского комитета и закрыт Московский еврейский театр. Вскоре закрыт Биробиджанский Еврейский театр, уничтожен отдел еврейской истории в местном музее, изъяты из библиотеки и сожжены книги на еврейском языке. Только смерть И. В. Сталина остановила дальнейшее уничтожение еврейской национальной культуры.

ЕАО во второй половине ХХ в.

Ориентировочно в 1947 г. в ЕАО проживало наибольшее количество евреев — около 30 тыс. (точных данных нет).
В январе 1946 г. Совнарком РСФСР принял постановление о развитии Еврейской АО.
В Биробиджане был основан музей с экспонатами еврейской истории и быта, работал театр, в нескольких классах области преподавали идиш, начала функционировать синагога.
Готовился к открытию еврейский университет.
С 1948 г. начался активный отъезд евреев из края — примерно 1500 человек покидало ЕАО ежегодно.
В середине 1970-х гг. «железный занавес» над Еврейской АО приподнялся. Область экономически окрепла, оживилась еврейская культурная жизнь.
Вновь открылась небольшая синагога. Одновременно стало окончательно ясно, что большевистская идея сделать Биробиджан центром притяжения евреев Советского Союза и мира была обречена на неудачу.
В годы перестройки евреи стали уезжать из ЕАО уже не только в другие города страны, но и в Израиль, Америку и другие страны. Еврейская автономная область постепенно теряла национальное своеобразие. В то же время, с 1990-х гг. начинается новый этап в ее развитии. Проводятся рыночные преобразования, развивается бизнес, идет приватизация и земельная реформа. Укрепились внешнеэкономические связи области, особенно с соседним Китаем. Развитию способствуют выгодное географическое положение области и наличие разнообразных природных ресурсов.
В Еврейской автономной области развиты все виды транспорта. По ее территории проходит 530-ти километровый участок Транссиба. Через судоходный Амур область имеет выход к Тихому океану. Все населенные пункты связаны между собой и с областным центром железными, автомобильными или речными судоходными путями сообщения.
Автомобильный транспорт играет значительную роль в экономике области. Общая протяженность автодорог – 1,9 тыс. км, из них – с твердым покрытием 1,6 тыс. км. Основная трасса, которая проходит через область – автомагистраль "Амур”. Ее путь сейчас лежит прямо через Биробиджан. После окончания строительство поток автомашин грозит стать серьезной нагрузкой для этого небольшого города. Поэтому уже сейчас вокруг города ведется строительство 33-х километрового обхода.